teahouse_nsk (teahouse_nsk) wrote,
teahouse_nsk
teahouse_nsk

Categories:

Возникновение и развитие пластического объекта в керамике Японии второй половины XX века. XIX

Тема скульптур ханива продолжена в ещё одном произведении, которое по форме, так же как и «Королева», восходит к определенному историческому образцу, но по содержанию имеет с древней пластикой мало общего. Одной из самых эмоциональной работ Ногути в керамике можно считать «Малыш-колокольчик» (Сэто, 1950г., глина, высота 14 см.).


BELL CHILD (1950) BY ISAMU NOGUCHI


На первый взгляд кажется, что это ханива в миниатюре. В данной работе, Ногути в большей степени приближается к выбранному прототипу, в качестве которого выступает так называемый «Танцор» VII века из Токийского национального музея. Ногути словно скопировал верхнюю часть и перенёс её на свою скульптуру. Более того, эмоциональная окраска ханива как нельзя лучше подходит по смыслу к скульптуре мастера. Приделав к колоколообразному туловищу вполне человеческие ручки и ножки, Ногути попытался приблизиться к буквальному сходству, которое, однако, не является главной целью этой работы. У «Малыша —колокольчика» Ногути те же открытые глаза и рот, что у ханива, а вот жесты совершенно другие. В произведении Ногути большую роль играет шест, на котором находится скульптура, поскольку кажется, что она повисла в воздухе, как будто бы этот малыш подпрыгнул, раскинув в стороны руки и ноги.


Haniwa known as ”Dancing Man” 7th Century

В древней скульптуре каждая черта на лице, каждый жест воспринимается не случайным. Несмотря на ограниченный арсенал художественных средств, японская древняя пластика для нас максимально наполнена смыслом. И именно за это её так любили мастера XX века. Открытый рот фигуры ханива наводит нас на мысль, что для нас идёт передача какой-то информации. Эта скульптура общается со зрителем. Поскольку в его названии присутствует тема колокола, инструмента, с помощью которого собирается внимание сотен людей, будь то религиозный праздник или предупреждение об опасности, впечатление передачи информации усиливается.

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки небывалой болью отозвалась в сердцах миллионов людей по всему миру. Однако для Исаму Ногути это событие стало настоящей трагедией. Страна, в которой он рос вместе с матерью, получил образование, имел свой дом, так жестоко поступила с его второй родиной. Спустя несколько лет в парке города Хиросима в память о погибших Ногути сделает памятник-скульптуру в виде большого колокола. Этот «малыш-колокольчик» выполнен подстать древней керамике, и так же как ханива, пытается донести до нас важную информацию. Его крик, огромные глаза, раскинутые руки и ноги - своеобразный сигнал-предупреждение, которое должно быть передано будущим поколениям, во избежание повторения ужасных ошибок прошлого.

Продолжение следует...
Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII
Часть IX
Часть X
Часть XI
Часть XII
Часть XIII
Часть XIV
Часть XV
Часть XVI
Часть XVII
Часть XVIII
Tags: Исаму Ногути, Япония, ваби, искусство, исследования, керамика, литература, саби, скульптура, эстетика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments