teahouse_nsk (teahouse_nsk) wrote,
teahouse_nsk
teahouse_nsk

Categories:

Выдающийся японский художник Маруяма Окё (2 июня 1733 - 31 августа 1795)

Выдающийся японский художник XVIII века Маруяма Окё - родился в крестьянской семье в окрестностях Киото. Еще подростком он поступил на работу в мастерскую, где расписывал лица кукол, однако киотский купец Накадзима Камбэй, на которого он работал, предлагал покупателям не только традиционные товары, но и модную новинку: привезенные из Голландии оптические приборы nozoki-karakuri, позволявшие создать иллюзию глубины и объема.


Старинный свиток "Собачки" выдающегося японского художника XVIII века Маруяма Окё (1733-1795).
Размеры: ~ 125,5*37,5 см (свиток); ~ 46*24 см (рисунок).
Поставляется в деревянном футляре.


Считается, что именно Маруяма Окё создал первые в Японии изображения, предназначавшиеся для рассматривания сквозь линзы этих аппаратов, положив начало целому жанру мэганэ-э.

В своих работах он использовал западные законы перспективы.
Приняв решение стать художником, Маруяма стал учеником Исиды Ютэя (1721 - 1786), одного из мастеров влиятельной школы Кано.

Кроме традиций японской живописи, он изучал работы европейских и китайских художников. Даже свое имя Окё («рисую, как Сюэн») Маруяма выбрал в честь китайского художника Чен Сюэна.

Позднее Маруяма Окё основал собственную художественную школу Маруяма-Сидзё.

Комбинируя японские, китайские и европейские приемы живописи, он создал собственный неповторимый стиль.

Много внимания художник уделял рисованию с натуры, по свидетельству учеников, он постоянно делал наброски в своем альбоме.
Кроме того, Маруяма Окё стал первым японским художником, писавшим обнаженных натурщиц.



***

Маруяма Окё (яп. 円山 応挙 Маруяма О:кё, кюдзитай 圓山 應擧; 12 июня 1733, Тамба — 31 августа 1795) — японский художник.

Жизнь и творчество

Маруяма Окё родился в селе Аноо (穴太村) уезда Кувата провинции Тамба (ныне город Камеока в префектуре Киото) и ещё в юности перебрался в Киото. Начал изучать живопись в мастерской художника по имени Овария Камбэй, где декорировал движущиеся куклы и писал полотна в стиле укиё-э, в стиле западноевропейского искусства.

Прошёл дополнительное обучение у такого мастера, как Исида Ютэй, представителя художественной школы Цурудзава, одного из ответвлений школы Кано. Таким образом усовершенствовав своё мастерство, Маруяма получает свои первые заказы и становится популярным среди ценителей искусства в аристократических кругах Киото.

Пользуясь многолетним покровительством Юдзё, настоятеля храма Эмман-ин в Оцу (ныне в префектуре Сига), художник работает над соединением концепций и техники японской, китайской и европейской живописи. В его работах соединены натурализм, светотень и перспектива западной школы с декоративностью и сюжетностью традиционных восточных. В конце жизни, в период между 1785 и 1795 годами Маруяма занимается настенной, панельной живописью в различных синтоистских храмах Японии.

Маруяма Окё вместе со своим другом Мацумурой Госюном является основателем художественной школы Маруяма-Сидзё, оказавшей большое влияние на развитие современной японской живописи нихонга.

Edo Period Paintings: Their Ascendance and Quintessence: Masterpieces by Jakuchu, Shohaku, Okyo and Goshun (Tokyo Fuji Art Museum)



Школа Сидзё (яп. 四条派 Сидзё:-ха), также известная как Маруяма-Сидзё — японская художественная школа, зародившаяся в XVIII веке.

Основателями школы живописи Маруяма-Сидзё в конце XVIII века стали Маруяма Окё и его бывший студент и друг Мацумура Госюн. Школа стала одним из подразделений школы Киото, объединявшей в себе несколько художественных школ различных стилей. Название школы Сидзё взято от улицы Сидзё в Киото («Четвёртая улица»), где проживали многие известные художники. У школы было множество благодетелей среди богатых купцов и аристократов, проживавших в Киото и Осаке. Стиль школы Сидзё оказал сильное влияние на живопись в Киото в период Эдо; в период Мэйдзи её возродил Коно Байрэй.

Стиль

Стилистически, общую манеру живописи школы Маруяма-Сидзё можно описать как объединение двух конкурирующих стилей того времени. Маруяма Окё был опытным художником и экспертом в технике суми-э. Его произведения были близки к реализму; для него было важно непосредственное наблюдение за предметом картины, что было прямым противопоставлением стилю двух школ, господствовавших в то время. Школы Кано и Тоса проповедовали декоративный стиль, формализованные и стилизованные изображения объектов, а также обучение художников через копирование старых работ мастеров. Эти две школы стали синонимом жёсткого формализма. Тем временем, ряд художников, выступавших против реализма Маруямы Окё, сформировали свою школу Нанга, стилистически базировавшуюся на принципах Южной школы китайской живописи. Художники школы Сидзё попытались примирить эти два направления, создавая работы, объединявшие в себе черты стилей обеих школ.

Стиль школы Сидзё фокусируется на предметном реализме, привнесённом с запада, но средствами достижения служит традиционный японский декоративный стиль и техники живописи. Он меньше концентрируется на точности изображения объекта, но больше стремится передать его дух и часто содержит элементы юмора и игривости, в отличие от произведений Маруямы Окё. Популярными мотивами являются пейзажи, цветы и птицы, животные, сюжеты из китайской поэзии; сюжеты из легенд, истории и классической литературы практически не находят отражения.

Художники

Одним из самых известных представителей школы Сидзё был художник-анималист Мори Сосэн, признанный мастер в рисовании обезьян. Сибата Дзэсин также ассоциируется со школой Сидзё, но он работал и в других стилях и направлениях.

***

Школа была основана великим Маруяма Окё - вероятно, самым влиятельным и уважаемым японским художником всех времён, который через воспитанных им выдающихся учеников, и учеников его учеников породил разветвлённую сеть последователей, развернувших японскую живопись в совершенно новом реалистическом направлении.

Школа требовала от художников непосредственного наблюдения и изображения природы, зарисовок с натуры и изображения на их основе реальных японских пейзажей и животных вместо выдуманных пейзажей в жанре сансуй и фантастических картин в жанре цветы-птицы. Для западного зрителя этот реализм сейчас конечно кажется весьма условным, он строго дозировался и ни в коей мере не должен был повредить общей декоративности композиции. Но для японцев это была самая настоящая революция.

***
https://users.livejournal.com/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маруяма_Окё
https://japan-painting.livejournal.com/
Tags: Дом Живого Чая, Япония, живопись, искусство, свиток
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments