teahouse_nsk (teahouse_nsk) wrote,
teahouse_nsk
teahouse_nsk

Category:

«Клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ»)

Слово «клуазоне» (яп. сиппо, или «семь сокровищ») означает технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами. При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой – эмалью.




После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определённый узор. Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего все покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью в качестве защитного средства.

Японское слово сиппо – это изначально буддийский термин, взятый из Лотосовой сутры и означающий семь сокровищ (золото, серебро, лазурит, раковина тридакна, агат, коралл и горный хрусталь, или иногда жемчуг и биотит). Изделия клуазоне настолько роскошны, что не уступают своим великолепием и красотой семи буддийским сокровищам.


Чудесное старинное Юсэн клуазоне (перегородчатая эмаль) блюдце 1960х годов. Диаметр ~ 10 см.

История клуазоне начинается ещё со времён золотой маски Тутанхамона, которая была выполнена в этой технике. В Японию эмали попали в VI-VII веке через Китай и Корею. Самое древнее сохранившееся японское произведение в этой технике – зеркало, украшенное с обратной стороны эмалью и хранящееся в сокровищнице Сёсоин храма Тодайдзи (город Нара).

Расцвет эмалей клуазоне в Японии приходится на XVII век. В то время техника широко использовалась для декорирования японских мечей. Высочайший уровень клуазоне эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) остается недостижимым вплоть до нашего времени.

Развитие японского эмалевого перегородчатого производства приписывается бывшему самураю Кадзи Цунэкити (1803-1883 гг.) из Нагои.

Считается, что примерно в 1838 году он получил изделие китайской перегородчатой эмали, разломав его и изучив состав, он произвел небольшую тарелку в технике «Клуазоне».



К середине 1850-х годов он уже принимал учеников, а к концу 1850-х годов был назначен официальным производителем «Клуазоне» для феодального начальника провинции Овари.

Одним из известных мастеров, продолживших искусство перегородчатой эмали был Цукамото Кайсукэ (1828-1887). Считается, что Кайсукэ открыл технику применения искусственных эмалей к керамическому сосуду. Однако это не стало популярным, вероятно, потому, что эмали на фарфоре имели вид тусклый и грязный и были подвержены трещинам. Тем не менее были сделаны некоторые прекрасные и долговечные экземпляры.

Кайсукэ, в свою очередь, учил Хаяси Кодэндзи (1831-1915).
В 1862 году Кодэндзи создал независимую мастерскую в Нагое. В 1871 году была основана компания «Сиппо Кайся», которая выиграла первый приз на Венской выставке 1873 года, а уже в 1876 году были созданы ее филиалы в Токио и Йокогаме.
К 1875 году Кайсукэ покинул Нагою, чтобы стать главным мастером компании «Аренс» в Токио.

Главный технолог Аренса, который выставил одну из работ Кайсукэ на Венской выставке, был немецкий химик Готфрид Вагенер, который представил современную европейскую технологию эмалирования в Японии.



В 1878 году Вагенер перебрался в Киото, где познакомился с бывшим самураем и художником-эмальером Намикавой Ясуюки (1845-1927).

Самым значительным результатом сотрудничества Вагнера и Ясуюки было создание полупрозрачной зеркальной черной эмали, которая стала отличительной чертой большинства последующих работ Ясуюки. Перегородчатые эмали Ясуюки характеризуются сложностью расположения перегородок, превосходным вниманием к деталям, рисунки на его ранних работах относительно традиционны, состоят в основном из стилизованных ботанических и формальных геометрических мотивов. Его поздние работы более живописны, изображают сцены природы и виды достопримечательностей в Киото и вокруг него.

Ясуюки продолжал совершенствовать свои технические и художественные навыки, а в 1896 году он был назначен Императорским мастером.

Намикава Сосукэ (1847-1910) был еще одним важным художником-эмальером, а в 1896 году был также назначен Императорским ремесленником.

Самая важная компания, занимающаяся производством в технике «Клуазоне» в Нагое и ее окрестностях, была компания Ando.

Её мастером с 1881 по 1897 год был Кадзи Сатаро, которого сменил Кавадэ Сибатаро (1856 - с.1921). Кавадэ представил и разработал множество технических новшеств, на которых основывался успех компании Ando.

Высочайший уровень «Клуазоне» периода Мейдзи остается недостижимым вплоть до нашего времени.
Невозможно без удивления смотреть на тонкость исполнения, богатство фантазии и изобретательностью художников. Многие изделия с эмалью – это годы труда, в котором заняты не одни рабочие руки.

Сейчас крупнейшие японские антикварные дилеры скупают в странах Европы лучшие образцы японской перегородчатой эмали, экспортированной в свое время на Запад, для последующей их перепродажи в Японии.
Tags: Япония, керамика, клуазоне, металл, сиппо, технология изготовления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments