teahouse_nsk (teahouse_nsk) wrote,
teahouse_nsk
teahouse_nsk

Categories:

Что такое Путь? Дао и До: японская интерпретация Пути. XXXII

Фудосин

Когда достигается настоящее спокойствие, сознание приобретает невозмутимость, известную в большинстве форм японской практики Пути как Фудосин. Физическое выражение Фудосин это настолько устойчивое положение тела, что может показаться, что оно тоже непоколебимо, фудотай — «неподвижное тело». Фудосин и фудотай очень хорошо проявляются в пятом упражнении.




Фудосин обозначает не сознание, которое не может двигаться, а скорее сознание, которое не изменяется под воздействием явлений окружающего мира, не важно, являются ли они внешними или вызваны внутренними переменами в душе практикующего. Здесь довольно легко запутаться.

Несколько лет назад я обучал американца, Чарли, который во время Второй мировой войны служил во флоте. Однажды их корабль попал под обстрел и начал тонуть. Матросы побежали с корабля, все кроме одного — друга Чарли, который просто замер на месте. Несмотря на все уговоры, он со стеклянными глазами продолжал стоять на месте. Один из матросов попытался оттащить его в безопасное место, но не смог. Вскоре уже несколько матросов изо всех сил пытались сдвинуть парня с места, но все безрезультатно. В конце концов Чарли пришлось врезать своему остолбеневшему дружку, и только после того, как он потерял сознание, матросы смогли утащить его в безопасное место. Однажды Чарли спросил меня: «Это был Фудосин?». К сожалению, Чарли перепутал простой ступор с состоянием Фудосин. Олень, замерший в свете фар приближающегося автомобиля, тоже находится в состоянии, близком к трансу, но это не Фудосин.

Достижение ментальной и физической устойчивости, стабильности — это совсем другое состояние. В этом состоянии сознание остается спокойным, оно не потревожено опасной или быстро меняющейся ситуацией, оно способно, благодаря своей отстраненности, к мгновенной реакции и незамедлительным ответным действиям. Более того, хотя тело настолько собрано и уравновешенно, что кажется абсолютно неподвижным, оно тоже готово к действию, сознание и тело спокойны и неподвижны, когда нет никакой необходимости в действиях, но в то же время готовы к немедленным действиям, если того требуют обстоятельства.

Эта идея очень тесно переплетается с древним высказыванием, характерным для практики Пути: «покой в движении, движение в покое». Когда мы находимся в состоянии Фудосин, мы спокойны и физически устойчивы даже в движении, в то же время сознание находится начеку, даже во время отдыха оно следит за ситуацией, контролирует ее. Фудосин это состояние, когда тело и сознание спокойны в движении и активны в покое.

Чтобы на самом деле понять, что представляет собой это состояние, необходим личный опыт. Различные формы До зачастую требуют состояния Фудосин. Рисуем ли мы кистью или подаем чай во время чайной церемонии, мы должны концентрироваться. При этом если наше сознание будет привязано даже к одной единственной мысли, то мы будем заморожены как дружок Чарли. Следовательно, концентрация, дающая возможность эффективно выполнять свои функции, очень даже желательна, привязанность, вызывающая неподвижность, инертность — нет. В одори, или будо, наши позиции и движения должны выражать спокойствие и устойчивость, но в тоже время мы должны быть способны продолжить движение. Так как в этих искусствах требуется достижение определенного психофизического состояния, в котором мы одновременно неподвижны и все же готовы к полной свободе действий, двигательной импровизации, то при подобной практике у нас имеется намного меньше шансов неправильно понять истинную природу Фудосин, чем занимаясь исключительно сидячей медитацией, где наша двигательная активность существенно ограничена.

Хотя практика Пути представляет собой своего рода медитацию или по крайней мере способ для достижения подобного состояния, используемые упражнения не похожи на те, которые применяются на занятиях, в которых зачастую смысл сводится к устранению стресса или избеганию стрессовых ситуаций. Избежать стресса это далеко не самое главное. В конце концов, смерть является свободным от стрессов состоянием, а казалось бы приятные и счастливые моменты жизни — рождение, свадьба и многие другие — часто представляют собой стрессовые ситуации для тех, кто принимает в них участие. Т.о., хотя в практике некоторых форм Пути создается довольно спокойная атмосфера, это не мертвое спокойствие, это состояние заряженности энергией Ки. Чайная церемония, например, однозначно требует успокоенности сознания, но спросите любого, кто серьезно изучал это искусство в Японии: на самом ли деле вся практика была спокойной, без малейшего признака стресса? Возможно, вы услышите только об одном или двух исключительных случаях, когда, несмотря на всю трудность ситуации или на непростительную ошибку, совершенную во время ритуала, человеку действительно удалось сохранить абсолютную невозмутимость и ощутить нечто сродни чувству человека, находящегося в самом эпицентре урагана: абсолютная неподвижность посреди хаоса и ни на секунду не прекращающегося движения.

Эта полная неподвижность, невозмутимость посреди бушующего урагана страстей абсолютно не похожа на спокойствие, к которому стремятся в других системах. В колледже я изучал хатха-йогу. Учитель старался всячески помочь нам отгородиться от внешнего мира, погрузиться в покой и тишину: горел тусклый свет, повсюду были зажжены свечи, играла тихая музыка. Во время сеансов медитации некоторые ученики даже засыпали. Почти все получали от этих занятий огромное удовольствие, но некоторые отмечали и тот факт, что выход из этого обособленного мирка в залитый солнечным светом, шумом и повседневной суетой мир колледжа оказывал почти шоковое воздействие. Многие из учеников задавали себе вопрос: почему, посвятив практике несколько лет, я так и не могу сохранять внутреннее спокойствие? Проблема же была в том, что ориентация в занятиях скорее подталкивала практикующих к избеганию стресса в повседневной жизни, а не к совладанию с ним.

В том, чтобы создавать себе спокойную обстановку для занятий медитацией, нет ничего плохого. Важно другое, какой подход мы используем в наших занятиях, такие результаты мы потом и получаем и то, что мы делаем, должно иметь отношение к нашей повседневной жизни, ее реальностям. Если медитация используется в качестве средства ухода от житейских проблем, то в этом случае она немногим отличается от применения наркотиков. Спокойствие — это не мертвая релаксация и не отсутствие стрессов. Тогда что же это такое?

В практике Пути используются действия, которые мы вынуждены выполнять практически каждый день, поэтому и сама практика «жива» и, конечно же, не обходится без стрессов. Цель не в том чтобы уничтожить стресс, избавиться от него, смысл в том, чтобы стать выше стресса, переступить через него, изменить наше понимание стресса (как явления Фудосин).

Когда целью является Фудосин, учитель часто намеренно ставит ученика в стрессовую ситуацию, чтобы он смог сам исследовать природу неподвижного сознания. И быстро приближающийся удар мастера БИ, и запрет мастера сёдо подправлять или дорисовывать что-либо, независимо от того, насколько сильно впитывает бумага и сколько человек смотрят на тебя в данный момент, наблюдают за тем, как ты работаешь, все формы До требуют такого внутреннего отношения, которое превращает стресс из врага в союзника. Это отношение спокойного принятия событий как они есть, состояние, когда стрессовая ситуация рассматривается не как угроза жизни или репутации, а как возможность для самопознания, и такой подход полностью меняет само понятие стресса, приводит к такому состоянию как Фудосин.

Продолжение следует...
H.E. Davey
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть
Девятая часть
Десятая часть
Одиннадцатая часть
Двенадцатая часть
Часть XIII
Часть XIV
Часть XV
Часть XVI
Часть XVII
Часть XVIII
Часть XIX
Часть XX
Часть XXI
Часть XXII
Часть XXIII
Часть XXIV
Часть XXV
Часть XXVI
Часть XXVII
Часть XVIII
Часть XXIX
Часть XXX
Часть XXXI

Tags: Дао, Япония, буддизм, ваби, дзен, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments