?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Что такое Путь? Дао и До: японская интерпретация Пути. X
teahouse_nsk
Моно но аварэ

Считается, что Моно но аварэ описывает отношение к скоротечной, постоянно меняющейся природе окружающего мира. Моно но аварэ выражает не только чувство хрупкости жизни, ее непостоянную природу, но и способность видеть красоту в этой хрупкости и непостоянстве, понимать, что без этой мимолетности не может существовать подлинная красота.




Небытие — постоянно, существование же всех конкретных вещей — временно. Чтобы понять это, необходимо почувствовать момент, который находится вне течения времени, но в то же время длится вечность, момент, который уйдет в прошлое еще до того, как мы поймем то, что я только что написал.

Осознание хрупкости жизни усиливает ее ценность. Красота увядает так же быстро, как постигается человеком, и поэтому она длится вечность. Секунда проходит так быстро, что разум неспособен осознать ее, поэтому секунда никогда не завершается, она уходит в бесконечность. Подобные суждения и представляют собой сущность понятия моно но аварэ.

Может показаться, что подобные вещи несовместимы, что они являются полными противоположностями — и это на самом деле так — но в то же время они не противоречат друг другу.

Давайте рассмотрим их.

Прежде всего, хотя нам и не хочется в это верить и признавать, но факт остается фактом, — все живые существа, а также все существующее в этом мире неизбежно приходит к своему концу, к разрушению и смерти.

И хотя наша жизненная сила никуда не исчезает, продолжает свое существование, часть нас самих подвержена изменениям — наше физическое тело не постоянно. Это в полной мере относится и ко всем остальным объектам нашего мира. Моно но аварэ пробуждает в нас именно это чувство красоты вещей, красоты их мимолетной жизни и даже исчезновения, увядания самой красоты.

Когда мы видим грациозный прыжок танцора, красота его движения захватывает наши мысли, но в следующий момент эта красота исчезает. Нас привлекает вид деревьев, их красивое движение на ветру, но это действие тоже длится какие-то секунды, а потом исчезает. Осознание мимолетности красоты очень наглядно проявляется при наблюдении за падающей звездой. Даже работа художника, на которую мы можем смотреть снова и снова, возвращаться к ней каждый раз, оказывает самое сильное впечатление, когда наш взгляд только обращается к ней впервые. Хотя мы можем постоянно возвращаться к этому произведению искусства, подлинная красота в своем полном великолепии открывается нам только однажды. И только в том случае, если мы научимся, правильно смотреть на вещи, мы сможем повторно в полной мере наслаждаться этой работой.

Для того, чтобы видеть красоту в полном объеме, не упуская ничего из виду, сознание должно быть захвачено моментом. Физическое существование, подлинное проявление жизни происходит в данный момент, а прошлое и будущее являются скорее идеями, нашими представлениями о чем-либо, а не реальностью. Чувство красоты, и жизни вообще, если говорить более обобщенно, не может прийти из будущего — это момент, который может так никогда и не наступить, а также не может прийти из прошлого, так как этого момента уже не существует. Жизнь и искусство надо ощутить сейчас или никогда.

И все же, пытаясь обезопасить себя, сознание постоянно цепляется за уже известное ему, за прошлое. Мы наслаждаемся прекрасным ужином или наблюдаем фантастический по своей красоте закат, а наше сознание пытается удержать впечатления — нашу радость, удивление и трепет в душе. К сожалению, сознание, застрявшее в прошлом, занятое ежесекундным сравнением прошлого опыта и того, что мы переживаем в данный момент, не способно ощутить настоящий момент полностью во всем его великолепии.

Постоянно сравнивая чувства, которые мы испытываем сейчас, и то, что мы уже когда-то пережили, мы притупляем нашу способность к полноценному переживанию настоящего. Красота, выражаемая моно но аварэ, это красота данного момента.

Подобно прошлому, которое существует только в наших воспоминаниях, будущее — это только наше представление о том, чего еще нет, поэтому оно то же не реально. Реально только настоящее. Настоящее абсолютно реально, но оно постоянно ускользает от нас. Опыт, полученный в данную секунду, нельзя использовать для предсказания того, что произойдет в следующий миг. То, что в течение последних 20 лет мы начинали наше утро с душа, совсем не означает, что завтра мы снова начнем день именно так. Никто не может нам гарантировать, что завтра утром в кране будет горячая вода.

Как и в случае с чувством безопасности, которое возникает от постоянной привязки к прошлому, способность «предвидеть» всего лишь иллюзия. Реальность находится вне пределов предсказуемого. Если мы сможем осознать это, то мы откроем для себя простую истину — безопасность и защищенность в жизни происходят от способности подстроиться под текущий момент. Сама сущность, дух понятия моно но аварэ заключается в том, чтобы принять изменения и сопутствующую им неизвестность и неопределенность. Моно но аварэ указывает на необходимость гармонии с постоянно изменяющимся миром и с его универсальными циклами созидания и разрушения.

Сознанию, пребывающему в настоящем моменте, может неожиданно открыться красота каждого момента. Однако, как я уже говорил, довольно часто работу художника во всей ее красоте можно увидеть только раз — в момент, когда ты первый раз взглянул на нее. Если сознание пребывает в настоящем моменте и потом дает возможность этому моменту раствориться в небытии, не цепляясь и не удерживая его, и спокойно встречает следующее мгновение, то ему снова откроется все великолепие работы со всеми мельчайшими деталями. Т.о., мы можем несколько раз любоваться произведением искусства, великолепным ландшафтом или пробовать изысканное блюдо и каждый раз снова полностью ощущать все их великолепие.

Чтобы понять суть моно но аварэ, мы должны осознать, что красота и сама жизнь существуют только в настоящий момент, в это самое мгновение. Находясь в состоянии моно но аварэ мы позволяем прошлому раствориться, осознавая, что «забывание» является по своей сути абсолютно позитивным процессом, неотъемлемой частью созидания.

Продолжение следует...
H.E. Davey

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть
Девятая часть


Recent Posts from This Journal