teahouse_nsk (teahouse_nsk) wrote,
teahouse_nsk
teahouse_nsk

Category:

Художественные принципы и эстетические идеалы дзэн-буддизма VI

Ити-го, ити-э - «одна встреча, одна возможность». Данный термин часто переводится как "только сейчас" или "один шанс в жизни."

Он напоминает, что необходимо бережно относится к любым уникальным встречам, так как они могут никогда не повториться. Каждый момент жизни должен рассматриваться как особое, уникальное и решающее событие. Концепция связывается с японской чайной церемонией, боевыми искусствами и театром.




«Из-за своей эфемерной природы, - писал Х.И. Дейви, - каждый момент жизни бесценен – и это единственный момент, который существует на самом деле… Практика Пути, начиная от чайной церемонии и заканчивая боевыми искусствами, включает в себя действия, требующие от нас полного и скоординированного вложения наших физических и душевных сил – сил, которые адекватны именно этому конкретному и очень короткому временному интервалу в настоящем».

С особой яркостью и прямотой , - по мнению автора,- дух ити-го, ити-э проявляется в технике суми-э. Здесь недопустимы любые поправки и попытки, здесь невозможно вернуться назад или приостановить ход событий, здесь нельзя откладывать на «потом», а можно только соответствовать моменту.

Кирэ (kire) «резка» или (kire-tsuzuki) «резка-непрерывности» - эстетический принцип и прием японского искусства, состоящий в резком прерывании потока мысли, повествования и действия, в неожиданной остановке, паузе и замирании чувств. Внезапное замолкание мира и обретение внутренней тишины, позволяет преодолеть его непостоянство и фундаментальную быстротечность, выхватить из плотного потока объект или явление, замкнуть их на самих себе и, тем самым, выявить и раскрыть их индивидуальность и истинную природу.

Данный принцип основывается на основных положениях дзэн-буддизма, в частности на рассуждениях Хакуина, считавшего, что для того, чтобы выявить истинную природу объекта необходимо лишить его корней и раскрыть его, что бы затем вернуть его к настоящей жизни. Посредством реализации данного принципа вещи обретают четкость, объемность и высвечивают свою истинную суть.

В практике икэбана кирэ высвечивает композиции и «помогает делать цветы живыми», в садовом искусстве создает самостоятельные, отрезанные от природного мира, пейзажи бытия (Karesansui), а в поэзии хокку, посредством своего особого проявления «режущего слова» кирэдзи, разделяет смыслы, порождает новые связи между ними, создает своеобразный смысловой ритм и придает стихотворению содержательную цельность и поэтическую завершенность.

Дзё Ха Кю ( Jo-ha-kyū) - сквозной динамический принцип пронизывающий все японские искусства, задающий ритм и организующий сам поток активности в виде трех последовательных этапов, носящих название: «инициация, развитие, кульминация» или «введение, разрушение, внезапность ». Данный принцип означает, что все действия должны начинаться с тихого и медленного «дзё», которое создает необходимую атмосферу, после этого развиваться, развертываться и ускоряться «ха», а затем быстро и энергично завершаться «кю» с последующим наступлением состояния покоя.

Так Дзэами Мотокиё считал, что осуществление закона дзё ха кю, является проявлением полноты мироздания и сравнивал его с небольшим ручьём, который становится рекой, заканчивается грохотом водопада и в конце — спокойным прудом. При этом, по продолжительности «кю» самая короткая, а «ха» самая длинная фаза действия.

Продолжение следует...
Автор: Марков С.Л.
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Пятая часть
Tags: Япония, буддизм, ваби, дзен, ити-го ити-э, кирэ, публикации, саби, философия, эстетика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments